Ушла из жизни любимый детский психолог, доктор психологических наук, профессор Елена Олеговна Смирнова.
Психолог и педагог по призванию, она жила проблемами дошкольного образования. Продолжая дело своего Учителя, Лисиной Майи Ивановны,
Психолог и педагог по призванию, она жила проблемами дошкольного образования. Продолжая дело своего Учителя, Лисиной Майи Ивановны,
Елена Олеговна
взвалила на свои хрупкие плечи
огромную ответственность за целое направление в психологии – за психологию раннего детства.
огромную ответственность за целое направление в психологии – за психологию раннего детства.
Важнейшим фактором успешного продвижения ребенка в психическом развитии
Елена Олеговна считала правильно организованное общение взрослого с ним
и отношение к нему с первых дней жизни как к субъекту, к неповторимой
уникальной личности.
Елена Олеговна с коллегами проводили многочисленные исследования и эксперименты, цель которых - показать, как ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакт сначала со взрослыми, а потом и со сверстниками.
Елена Олеговна с коллегами проводили многочисленные исследования и эксперименты, цель которых - показать, как ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакт сначала со взрослыми, а потом и со сверстниками.
Один из таких экспериментов описывает Владимир Кудрявцев, профессор МГППУ - эксперимент по очеловечиванию:
«К
психологу-экспериментатору приносят младенца из дома ребенка. На столе у
психолога разные игрушки, а среди них – белая машинка. Психолог берет
машинку и начинает демонстрировать ему ее возможности – возит по столу,
показывает, как крутятся колесики, предлагает малышу самому попробовать,
что можно делать с машинкой. Все это сопровождается улыбками, теплым
разговором, словесной поддержкой, нежными прикосновениями больших рук к
маленьким ручонкам, которые учатся у больших премудростям манипуляций с
машинкой.
Это – событие для малыша! С ним никто из взрослых еще
не вступал в такие отношения. И машинка – уже не просто предмет
совместных манипуляций, а повод для общения. Точнее – настолько предмет,
насколько повод.
Через пару недель – новая встреча. Те же
участники, тот же стол, та же белая машинка. Но психолог берет другие
игрушки. И тоже что-то демонстрирует малышу, но занимает при этом
отстраненную, нейтральную позицию.
Ни улыбок, ни ласковых слов,
просто показ. Ребенок в растерянности. И вдруг он со всей силы бьет
кулачком по столу, рядом с машинкой. Машинка летит на пол. Буквально
знаковый удар. Если хотите – протест против «бесчеловечности» ситуации. И
попытка обратить внимание взрослого на то, что тогда сблизило
по-человечески.
Вернуть ситуацию человеческого сближения,
продолжить то общение. Другие игрушки, судя по всему, для этого
непригодны. Вот окажется в твоих взрослых руках белая машинка и снова
произойдет то чудо… Стань же человеком!»
Елена Олеговна не
уставала объяснять взрослым, педагогам и родителям, что к малышу нужно
относиться как к личности, чтобы ребенок получал радость и удовольствие
от общения, от жизни, чувствовал себя защищенным и любимым.
Ушел из жизни светлый Человек. Осиротела наука. Осиротело образование. Осиротела жизнь.
PS. Еще один эксперимент с каменным лицом, поставленный зарубежными психологами, показывает, как важно ребенку видеть обратную связь от матери на свое поведение - это создает основу для здорового психологического развития.
С уважением, Ирина Фоменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий