понедельник, 10 февраля 2020 г.

Не стало любимого детского психолога Елены Олеговны Смирновой

Ушла из жизни любимый детский психолог, доктор психологических наук, профессор Елена Олеговна Смирнова.
Психолог и педагог по призванию, она жила проблемами дошкольного образования. Продолжая дело своего Учителя, Лисиной Майи Ивановны,
Елена Олеговна взвалила на свои хрупкие плечи

огромную ответственность за целое направление в психологии – за психологию раннего детства.

Важнейшим фактором успешного продвижения ребенка в психическом развитии Елена Олеговна считала правильно организованное общение взрослого с ним и отношение к нему с первых дней жизни как к субъекту, к неповторимой уникальной личности.

Елена Олеговна с коллегами проводили многочисленные исследования и эксперименты, цель которых - показать, как ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакт сначала со взрослыми, а потом и со сверстниками.


Один из таких экспериментов описывает Владимир Кудрявцев, профессор МГППУ - эксперимент по очеловечиванию:
«К психологу-экспериментатору приносят младенца из дома ребенка. На столе у психолога разные игрушки, а среди них – белая машинка. Психолог берет машинку и начинает демонстрировать ему ее возможности – возит по столу, показывает, как крутятся колесики, предлагает малышу самому попробовать, что можно делать с машинкой. Все это сопровождается улыбками, теплым разговором, словесной поддержкой, нежными прикосновениями больших рук к маленьким ручонкам, которые учатся у больших премудростям манипуляций с машинкой. 

Это – событие для малыша! С ним никто из взрослых еще не вступал в такие отношения. И машинка – уже не просто предмет совместных манипуляций, а повод для общения. Точнее – настолько предмет, насколько повод.
Через пару недель – новая встреча. Те же участники, тот же стол, та же белая машинка. Но психолог берет другие игрушки. И тоже что-то демонстрирует малышу, но занимает при этом отстраненную, нейтральную позицию. 

Ни улыбок, ни ласковых слов, просто показ. Ребенок в растерянности. И вдруг он со всей силы бьет кулачком по столу, рядом с машинкой. Машинка летит на пол. Буквально знаковый удар. Если хотите – протест против «бесчеловечности» ситуации. И попытка обратить внимание взрослого на то, что тогда сблизило по-человечески.

Вернуть ситуацию человеческого сближения, продолжить то общение. Другие игрушки, судя по всему, для этого непригодны. Вот окажется в твоих взрослых руках белая машинка и снова произойдет то чудо… Стань же человеком!» 

Елена Олеговна не уставала объяснять взрослым, педагогам и родителям, что к малышу нужно относиться как к личности, чтобы ребенок получал радость и удовольствие от общения, от жизни, чувствовал себя защищенным и любимым. 

Ушел из жизни светлый Человек. Осиротела наука. Осиротело образование. Осиротела жизнь.


PS.  Еще один эксперимент с каменным лицом, поставленный зарубежными психологами, показывает, как важно ребенку видеть обратную связь от матери на свое поведение - это создает основу для здорового психологического развития.


                                                            С  уважением, Ирина Фоменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий