Многие родители беспокоятся:
- Достаточно ли я вкладываюсь в своего ребенка?
- Своевременно ли?
- Не опоздала ли в чем-то?
Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «в течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению и развитию. Поэтому не ждите!»
Так как же все-таки развивать ребенка?
«Если хотя бы десять минут в день заниматься с ребенком, пользы будет много. Тем более это не требует никаких финансовых затрат. Можно прилично сэкономить на дорогих развивающих игрушках и обучающих пособиях, заменив их живым общением, фантазией и совместным творчеством» - это цитата из книги известного екатеринбурского психолога и педагога Анны Быковой «Развивающие занятия «ленивой мамы».
Ниже я привожу фрагмент из книги Анны Быковой:
«…Однажды на площадке, гуляя со своим ребенком, я случайно стала свидетельницей разговора двух мам. Мамы стояли в паре шагов от меня, а их дети ковыряли еще не до конца оттаявший после зимы песочек пластмассовыми совочками рядом с моим сыном.
Одна мама жаловалась другой на катастрофическую нехватку времени на то, чтобы заниматься с ребенком. А вторая согласно кивала.
«Стирка да готовка, вот и день прошел», - печально выдохнула первая мама, а потом обернулась к своему ребенку, чтобы обозначить свое присутствие: «Копай, зайка, копай!» и вернулась к разговору с приятельницей: «Лето впереди, а летом опять не до занятий»
«Да какие летом занятия! Летом на улице больше гулять, хоть какая-то польза для здоровья», - закивала вторая мама. «Вот осенью она у меня в садик пойдет, там и разовьют. В садике педагоги с детьми по программе занимаются»
- А мы не пойдем в садик. Буду для своего школу развития искать.
- Да ладно, было бы что в голове. А развить и потом можно. Копай, зайка, копай!
Зайка засмотрелась на собаку, лежащую на островке сухого асфальта. Собаку сморило весеннее солнце. Она лежала, положив голову на лапы и ленивым взглядом следила за нахальными воробьями, таскавшими хлебные крошки у нее из-под носа.
А мамы продолжали беседовать.
- Я тут карточки купила по какой-то системе. Забыла, как называются. На карточках разные животные и птицы. Цвет фона отличается, поэтому сразу понятно, кто из какой группы. Животные на зеленом фоне, а птицы – на голубом.
Только опять все упирается в нехватку времени. Это ж надо время найти, чтобы сесть, карточки разложить и все ей объяснить. А целый день такая круговерть – сама знаешь. - Копай, зайка, копай!
Зайка, услышав мамино напутствие, отвлеклась от наблюдения за собакой и воробьями, которые не считаясь с логикой карточек, вели свою жизнь на сером, вытаявшем из-под снега асфальте и продолжила копать.
Яркий пластмассовый совочек, погрузился в ямку, зачерпывая песок. Песка было немного. Докопав до асфальта, девочка принялась копать новую ямку, не сходя с места. Вокруг нее уже было четыре ямки.
Интересно, знает ли зайка, что ямок вокруг нее именно четыре? Какая из этих ямок глубже, какая шире, больше? Какого цвета у нее совок?
Какого цвета ведерко? Какого цвета ведерко у мальчика, что играет рядом? У кого из них ведерко больше? Как зовут этого мальчика? А вон того, что рядом копается? Сколько им лет? Кто из них старше?
Чья это собака? Почему птички таскают у нее хлеб? Знает ли зайка, что эти шустрые, гомонящие птички называются воробьи, а те, что побольше – голуби.
Как много могла бы рассказать мама... Но мама во время прогулки рассказывает другой маме о том, что ей некогда заниматься с ребенком и встречает полное понимание.
- Копай, зайка, копай! …»
Статья наводит на размышления. Не правда ли?
Далее, в следующих публикациях, я буду делиться с вами впечатлениями от претворения в жизнь идей замечательного психолога, которые мне лично очень по душе.
Я согласна с автором книги, что главное для взрослого – личная заинтересованность. Родители, которым интересно проводить время со своими детьми и наблюдать за ними, по своим возможностям и развивающему потенциалу превосходят любые кружки, школы, центры, а также любые таблицы каких угодно знаний и навыков.
Я приготовила для вас очень короткое видео, показывающее, как можно продуктивно общаться с малышом, еще только начинающим говорить, во время прогулки.
Отличная тема! Заниматься с ребенком никогда не поздно и... не рано!))))
ОтветитьУдалитьДа, Ольга, заниматься с ребенком можно с самого рождения. И не обязательно специальное для этого выделять определенное время. В развивающую игру можно превратить любой режимный момент. Сегодня мы говорим о важности прогулки для развития малыша.
ОтветитьУдалить