воскресенье, 24 ноября 2019 г.

Учимся дома | Развитие речи детей 4-5 лет (занятие №5)

Сегодня мы продолжаем серию занятий   по развитию речи и подготовке  к обучению грамоте.  (Занятия 1-4 опубликованы в рубрике "4 годика")
Учебный курс рассчитан на детей 4-5 лет и адаптирован  для домашнего обучения.
В основе программного содержания занятий лежат методические рекомендации Бунеевой Е.В. и Кисловой Т.Р, авторов учебно-методического 


пособия для дошкольников «По дороге к Азбуке».
Самое главное – систематичность и последовательность. Не пропускай занятия с малышом. Занимайся не менее 1-2 раз в неделю.  

Продолжительность занятия не более 20-25 минут. Твои занятия должны быть игрой для ребенка. Только так ты сможешь  развить у ребенка интерес и желание учиться и познавать окружающий мир.

Не забываем о хорошем настроении, игровой форме проведения "уроков". Получи максимум удовольствия от общения с ребенком.

Тема "Осень"

Задачи:

-  обогащение словаря
- развитие творческого воображения
- работа над связной речью
- обогащение представлений о наречиях места
- знакомство со звуком {O}

Наглядность: 

Картинки с видами осеннего леса
Картинки с изображением обитателей леса, плодов и семян
Схема для описания сезонных изменений
Наглядные материалы по теме «Предлоги»

Ход занятия

 Повторение предыдущего материала:

- Назовите те части тела, которых у человека по две (руки, нога, глаза, брови, плечи, уши, локти, колени)
- Каких частей тела у нас по одной? (голова, шея, нос, рот, язык, живот, спина, туловище)

История про Ежика и Лисенка

- Поезд с игрушками прибыл на станцию «Окно», где их уже поджидал воздушный шар для продолжения путешествия уже по воздуху. Игрушки выглянули в окно, чтобы посмотреть, куда они полетят.

«Как красиво на улице»,- воскликнул Лисенок. А Ежик добавил: «Как будто художник раскрасил все деревья, кустики, траву и цветы  яркими  красками!»

- Какого они цвета?
- Что это за художник раскрасил листья желтыми, красными и оранжевыми красками? (Осень)
- Посмотрите в наше окно и скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Сегодня мы поговорим об осени.


 1. Беседа по теме

- После какого времени года наступает осень?
- Назовите осенние месяцы.
- Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
- Что делают люди в полях, садах и огородах?
- Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
- Какие праздники отмечают осенью?

2. Работа со схемой

Взрослый показывает ребенку схему для составления рассказа о сезонных изменениях в природе и уточняет каждый раздел схемы. Далее на основе схемы составляется общий совместный рассказ об осени. После чего ребенок, пользуясь схемой, составляет собственный рассказ об осени.


Это может быть примерно так:

Наступила осень.
На землю падают желтые и красные листья
Дни стали короче, а ночи длиннее
Часто идет дождик
Птицы улетают в теплые края
Я приготовил плащ и сапожки для прогулок



Игра «Исправь ошибки»

- Скажи, что Лисенок говорит об осени правильно, а что неправильно:

- Осенние месяцы – февраль, июнь и март

- Правильно? (неправильно)

- Осенние месяцы – сентябрь, октябрь и ноябрь.

- Правильно? (правильно)

- Осенью погода ясная, солнечная, теплая.

- Правильно? (правильно)

- Когда бывает такая погода: в начале или в конце осени? (в начале)

- Осенью погода холодная, дождливая, пасмурная.

- Правильно? (правильно)

- А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги».

- Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

2. Физкультминутка  

Ветер
Ветер дует нам в лицо (дети вытягивают вперед руки, делая крупные движения кистями по направлению к себе)
Закачалось деревцо. (Поднимают вверх руки и делают наклоны в стороны всем туловищем).
Ветер тише, тише, тише (Приседают на корточки, постепенно опуская руки)
Деревцо все выше, выше (Выпрямляются, поднимая руки вверх)

3.Работа с рисунками

- Давай вместе расскажем, что увидели Ежик и Лисенок из своего окна.
-  Посмотри на эти рисунки.
- Я буду начинать предложение, а ты его заканчивать.


Люди осенью одеты (во что?)



Школьники идут с портфелями (куда?)


- Листья на деревьях стали (какими?)



Цветы на клумбах (что сделали?)



- Птицы улетают (куда?)

 Звери делают на зиму (что?)

Зайчик меняет серую шубку (на какую?)


Люди собирают в лесах, полях, садах и огородах (что?)


4. Работа с рисунком 

- Только что мы вместе с тобой составили рассказ об осени.
- А теперь ты придумай по этому рисунку свой рассказ об осени.

5. Работа с наречиями.


Где находятся помидоры? (между яблоками)




Где находится бабочка: спереди или сзади?
Где находится заяц?

Где находится котенок? 

Взрослый выясняет, что изображено на рисунках.


Вопросы задаются таким образом, чтобы в ответах ребенок использовал наречия «между». «спереди», «сзади».

Эти же наречия можно проработать на примере игрушек (кукла впереди, машинка сзади куклы, машинка между куклой и мишкой и т.д.) 

6. Звуковой анализ

- Познакомься со звуком [O]. Без него не было бы Осени, Отдыха, дОма, сОлнца и еще мнОгО хОрОшего.

- Посмотри внимательно на рисунки и назовите слова со звуком [O] (дождь, окно, зонт и т.д.)













IV Подведение итога занятия

- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы узнали об осени?




До новой встречи, Ирина Фоменко




Никакого спама, гарантируем!

2 комментария:

  1. Спасибо за доступное и понятное занятие!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за яркие иллюстрации. Такая красочная подборка упрощает проведение занятия с ребенком. Все под рукой: и картинки и конкретные вопросы.

    ОтветитьУдалить