четверг, 7 марта 2019 г.

ПРАВИЛЬНО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ МОЙ МАЛЫШ?

Каждому из родителей интересно знать, как же развивается его малыш? Соответствует ли уровень его умственных способностей возрастным нормам?

Есть ли повод забить тревогу, если у моего ребенка что - то не так? Меня, как и Аниных родителей, тоже волнует, все ли наша девочка умеет делать

 в соответствии с возрастом?

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка  происходит "по индивидуальной программе". Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы.

И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

С этой целью я изучила педагогическую литературу по интересуемой теме: "Система оценки качества образовательной работы в детском саду. Оценка индивидуального развития детей" . Разработчиками системы мониторинга являются авторы комплексной образовательной программы "Истоки" Т.Алиева, Е.Арнаутова, А.Арушанова и др.

Показатели составлены по каждой из пяти образовательных областей.
Я остановилась пока на одном направлении - "познавательное развитие ребенка", чтобы легче было анализировать и не "мешать все в одну кучу".

ПОКАЗАТЕЛИ
познавательного развития ребенка к концу третьего года жизни

1.Ориентируется в цветах, находит по образцу («Дай такой же»). Указывает на предметы красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цвета («Где красная машинка?», «Покажи зеленый кубик»). Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии).

2.Собирает дидактические двух- и трехместные игрушки, не прибегая к практическому сопоставлению их элементов. Например: разбирает и собирает трехместную матрешку, совмещает рисунок на ее частях.

3.Собирает (с помощью взрослого) одно -, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 деталей, располагая их по убывающей величине.

4.Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу (треугольные, круглые, квадратные).

5.Использует предметы домашнего обихода и предметы-игрушки по их функциональному назначению (расческой причесывается, носовым платком вытирает нос, ложечкой «кормит» куколку, «поит» мишку из чашечки, «моет» голыша мочалкой и т.п.)

6.Применяет предметы-орудия в самостоятельной игровой и бытовой деятельности для достижения практического результата (молоточком забивает втулочки в верстачок, вылавливает сачком рыбок из бассейна и т.п.)

7.Конструирует из строительного материала несложные постройки из 2-3 деталей, а также создает простые образы из жатой бумаги (цветочки, салют и др.)

8.Имеет элементарные представления: о строении человека ( у всех есть голова, руки, ноги; на лице – глаза, рот, нос и т.д.); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – наелся, устал-отдохнул, загрустил – обрадовался, заплакал - засмеялся и т.д.); деятельности близких людей («Мама моет посуду», «Бабушка вяжет носочки», «Брат рисует», «Сестра делает уроки» и т.д.)

9.Узнает и называет объекты живой природы (дерево, трава, цветок и т.д.), называет некоторых домашних животных (кошка, собака, корова, курочка и т.д.), их детенышей (котенок, щенок, теленок, цыпленок и т.д.); знает некоторых животных – обитателей леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.) и птиц (воробей, ворона, голубь и т.д.)

10. Имеет представление о некоторых профессиях (доктор лечит, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.), видах транспорта (машина, автобус, самолет, «кораблик» и др.)




 









2 комментария:

  1. Отличная информация, Ирина. Мои девочки уже в школе, но понимать, как ребенок развивается, очень важно всегда.

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, спасибо! Кому, как не Вам, учителю, это понимать. Я тоже считаю, что важно знать, в каком направлении ребенку нужно помогать развиваться. Зная примерные ориентиры, легче решать такие задачи.

    ОтветитьУдалить