Каждому из родителей интересно знать, как же развивается его малыш? Соответствует ли уровень его умственных способностей возрастным нормам?
Есть ли повод забить тревогу, если у моего ребенка что - то не так? Меня, как и Аниных родителей, тоже волнует, все ли наша девочка умеет делать
в соответствии с возрастом?
Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит "по индивидуальной программе". Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы.
И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.
С этой целью я изучила педагогическую литературу по интересуемой теме: "Система оценки качества образовательной работы в детском саду. Оценка индивидуального развития детей" . Разработчиками системы мониторинга являются авторы комплексной образовательной программы "Истоки" Т.Алиева, Е.Арнаутова, А.Арушанова и др.
Показатели составлены по каждой из пяти образовательных областей.
Я остановилась пока на одном направлении - "познавательное развитие ребенка", чтобы легче было анализировать и не "мешать все в одну кучу".
1.Ориентируется в цветах, находит по образцу («Дай такой же»). Указывает на предметы красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цвета («Где красная машинка?», «Покажи зеленый кубик»). Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии).
2.Собирает дидактические двух- и трехместные игрушки, не прибегая к практическому сопоставлению их элементов. Например: разбирает и собирает трехместную матрешку, совмещает рисунок на ее частях.
3.Собирает (с помощью взрослого) одно -, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 деталей, располагая их по убывающей величине.
4.Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу (треугольные, круглые, квадратные).
5.Использует предметы домашнего обихода и предметы-игрушки по их функциональному назначению (расческой причесывается, носовым платком вытирает нос, ложечкой «кормит» куколку, «поит» мишку из чашечки, «моет» голыша мочалкой и т.п.)
6.Применяет предметы-орудия в самостоятельной игровой и бытовой деятельности для достижения практического результата (молоточком забивает втулочки в верстачок, вылавливает сачком рыбок из бассейна и т.п.)
7.Конструирует из строительного материала несложные постройки из 2-3 деталей, а также создает простые образы из жатой бумаги (цветочки, салют и др.)
8.Имеет элементарные представления: о строении человека ( у всех есть голова, руки, ноги; на лице – глаза, рот, нос и т.д.); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – наелся, устал-отдохнул, загрустил – обрадовался, заплакал - засмеялся и т.д.); деятельности близких людей («Мама моет посуду», «Бабушка вяжет носочки», «Брат рисует», «Сестра делает уроки» и т.д.)
9.Узнает и называет объекты живой природы (дерево, трава, цветок и т.д.), называет некоторых домашних животных (кошка, собака, корова, курочка и т.д.), их детенышей (котенок, щенок, теленок, цыпленок и т.д.); знает некоторых животных – обитателей леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.) и птиц (воробей, ворона, голубь и т.д.)
10. Имеет представление о некоторых профессиях (доктор лечит, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.), видах транспорта (машина, автобус, самолет, «кораблик» и др.)
Есть ли повод забить тревогу, если у моего ребенка что - то не так? Меня, как и Аниных родителей, тоже волнует, все ли наша девочка умеет делать
в соответствии с возрастом?
Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит "по индивидуальной программе". Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы.
И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.
С этой целью я изучила педагогическую литературу по интересуемой теме: "Система оценки качества образовательной работы в детском саду. Оценка индивидуального развития детей" . Разработчиками системы мониторинга являются авторы комплексной образовательной программы "Истоки" Т.Алиева, Е.Арнаутова, А.Арушанова и др.
Показатели составлены по каждой из пяти образовательных областей.
Я остановилась пока на одном направлении - "познавательное развитие ребенка", чтобы легче было анализировать и не "мешать все в одну кучу".
ПОКАЗАТЕЛИ
познавательного развития ребенка к концу третьего года жизни
1.Ориентируется в цветах, находит по образцу («Дай такой же»). Указывает на предметы красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цвета («Где красная машинка?», «Покажи зеленый кубик»). Называет некоторые цвета (может ошибаться в названии).
2.Собирает дидактические двух- и трехместные игрушки, не прибегая к практическому сопоставлению их элементов. Например: разбирает и собирает трехместную матрешку, совмещает рисунок на ее частях.
3.Собирает (с помощью взрослого) одно -, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 деталей, располагая их по убывающей величине.
4.Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу (треугольные, круглые, квадратные).
5.Использует предметы домашнего обихода и предметы-игрушки по их функциональному назначению (расческой причесывается, носовым платком вытирает нос, ложечкой «кормит» куколку, «поит» мишку из чашечки, «моет» голыша мочалкой и т.п.)
6.Применяет предметы-орудия в самостоятельной игровой и бытовой деятельности для достижения практического результата (молоточком забивает втулочки в верстачок, вылавливает сачком рыбок из бассейна и т.п.)
7.Конструирует из строительного материала несложные постройки из 2-3 деталей, а также создает простые образы из жатой бумаги (цветочки, салют и др.)
8.Имеет элементарные представления: о строении человека ( у всех есть голова, руки, ноги; на лице – глаза, рот, нос и т.д.); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – наелся, устал-отдохнул, загрустил – обрадовался, заплакал - засмеялся и т.д.); деятельности близких людей («Мама моет посуду», «Бабушка вяжет носочки», «Брат рисует», «Сестра делает уроки» и т.д.)
9.Узнает и называет объекты живой природы (дерево, трава, цветок и т.д.), называет некоторых домашних животных (кошка, собака, корова, курочка и т.д.), их детенышей (котенок, щенок, теленок, цыпленок и т.д.); знает некоторых животных – обитателей леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.) и птиц (воробей, ворона, голубь и т.д.)
10. Имеет представление о некоторых профессиях (доктор лечит, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.), видах транспорта (машина, автобус, самолет, «кораблик» и др.)
Отличная информация, Ирина. Мои девочки уже в школе, но понимать, как ребенок развивается, очень важно всегда.
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо! Кому, как не Вам, учителю, это понимать. Я тоже считаю, что важно знать, в каком направлении ребенку нужно помогать развиваться. Зная примерные ориентиры, легче решать такие задачи.
ОтветитьУдалить