воскресенье, 7 июля 2019 г.

Ленивый, но любопытный родитель – шанс ребенка на Нобелевку

Любознательный ребенок не формируется на пустом месте. Познавательный интерес появляется там, где малыш встречается с чем-то новым и необычным. У ребенка появляется удивление, возникают вопросы, желание исследовать интересную вещь.

Однако не всегда новое надолго удерживает внимание малыша. К некоторым предметам интерес кратковременный. С другими  же  кроха может играть долго и сосредоточенно.  Внимательный взрослый  замечает, к чему  у малыша более устойчивый интерес.


Родители целенаправленно подпитывают любознательность ребенка, тем самым развивая его познавательные способности.

Психолог Людмила Петрановская считает, что любознательный ребенок растет в семье, в которой большое внимание уделяется богатой познавательной среде. И самое главное, в этой семье родители, сами  активные  и   любопытные. Им все интересно. Покупая новую игру, они обязательно досконально в ней разберутся. Они умеют радоваться тому, как ребенок успешно исследует окружающий мир. Родители предпочитают активный досуг с детьми, чем тупое времяпрепровождение у телевизора. У таких родителей есть любимая работа, о которой они с удовольствием рассказывают дома. У них умные друзья, с которыми они общаются на разные темы. В семье царит мир, любовь и уважительное отношение друг к другу. Тогда и делать ничего не надо, и каким-то особым образом  развивать любознательность своего ребенка.

«Вот такая новость для ленивых и любопытных мам!», - пишет в Л.Петрановская в своей статье «Ленивый, но любопытный родитель – шанс ребенка на Нобелевку»

В этой же статье психолог описывает один интересный эксперимент:

Для определений уровня развития познавательного интереса у дошкольников специалисты создали специальный кабинет, оборудованный самыми разнообразными  и интересными играми. 

Когда, в кабинет приглашали маму и ребенка,  экспериментатор всегда находил предлог отлучиться на короткое время. Уходя, он  просил маму и малыша не скучать и разрешал посмотреть все, что их заинтересует. 

Однако, специалист никуда далеко не уходил. Он в это время находился в соседней комнате за стеной и через специальное зеркало, одна сторона которого была прозрачной, имел возможность наблюдать за мамой и ребенком. Это была самая главная часть его эксперимента. 

В процессе наблюдений обозначились четыре типа  поведения:

1.Мама и ребенок терпеливо ждали специалиста. При малейшей попытке малыша проявить активность мама грозно шикала на ребенка и резко одергивала его, когда он прикасался к той или иной штучке.

2. Мама доставала из сумочки журнальчик и погружалась в чтение, не обращая никакого внимания на своего ребенка. Малыш, недолго думая, с каждой минутой смелее начинал обследовать окружающее пространство. Переходил от одной игры к другой, трогал непонятные предметы, крутил все, что можно было крутить. 

3. Мама, увидев такое великолепие, говорила «Как здесь интересно!». И тут же с воодушевлением, беря одну игру за другой,  начинала ребенку показывать и объяснять, как в них играть.

4.Мама, забыв про ребенка, с большим интересом и азартом, переходила от одной игры к другой, пытаясь в каждую вникнуть и понять смысл. И малыш с таким же усердием и любопытством перебирал и рассматривал игры, открывал и закрывал всевозможные коробочки.  

Затем возвращался психолог и начинал проводить свое исследование по определению  уровня познавательной активности ребенка. 

Попробуйте угадать, в какой группе лучшие результаты….

Лучшие результаты показали дети из 4 группы, в которой мамы проявляли свой собственный интерес без давления на малыша.

 На втором месте – мамы - пофигисты из 2 группы. Они хотя бы не мешали ребенку познавать мир и всем своим видом показывали, что здесь безопасно и можно спокойно поиграть.

На порядок ниже показатели у первой группы, где «ничего нельзя было трогать» и третьей группы, где процессом руководила мама.

Таким образом, этот эксперимент подтверждает мнение Людмилы Петрановской, что для воспитания любознательного ребенка нет необходимости что-то специально для этого делать. 

Просто нужно создать хорошую среду для познания. У ребенка должно быть достаточно времени , чтобы этой средой свободно пользоваться. Самим родителям  надо жить насыщенной полноценной жизнью, обсуждать дома, что происходит в мире, науке, не отмахиваться от детских вопросов. Ребенок заражается этой средой, и познавательная деятельность становится естественной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий