Любознательный ребенок не формируется на пустом месте. Познавательный интерес появляется там, где малыш встречается с чем-то новым и необычным. У ребенка появляется удивление, возникают вопросы, желание исследовать интересную вещь.
Однако не всегда новое надолго удерживает внимание малыша. К некоторым предметам интерес кратковременный. С другими же кроха может играть долго и сосредоточенно. Внимательный взрослый замечает, к чему у малыша более устойчивый интерес.
Родители целенаправленно подпитывают любознательность ребенка, тем самым развивая его познавательные способности.
Родители целенаправленно подпитывают любознательность ребенка, тем самым развивая его познавательные способности.
Психолог Людмила Петрановская считает, что любознательный ребенок растет в семье, в которой большое внимание уделяется богатой познавательной среде. И самое главное, в этой семье родители, сами активные и любопытные. Им все интересно. Покупая новую игру, они обязательно досконально в ней разберутся. Они умеют радоваться тому, как ребенок успешно исследует окружающий мир. Родители предпочитают активный досуг с детьми, чем тупое времяпрепровождение у телевизора. У таких родителей есть любимая работа, о которой они с удовольствием рассказывают дома. У них умные друзья, с которыми они общаются на разные темы. В семье царит мир, любовь и уважительное отношение друг к другу. Тогда и делать ничего не надо, и каким-то особым образом развивать любознательность своего ребенка.
«Вот такая новость для ленивых и любопытных мам!», - пишет в Л.Петрановская в своей статье «Ленивый, но любопытный родитель – шанс ребенка на Нобелевку»
В этой же статье психолог описывает один интересный эксперимент:
Для определений уровня развития познавательного интереса у дошкольников специалисты создали специальный кабинет, оборудованный самыми разнообразными и интересными играми.
Когда, в кабинет приглашали маму и ребенка, экспериментатор всегда находил предлог отлучиться на короткое время. Уходя, он просил маму и малыша не скучать и разрешал посмотреть все, что их заинтересует.
Однако, специалист никуда далеко не уходил. Он в это время находился в соседней комнате за стеной и через специальное зеркало, одна сторона которого была прозрачной, имел возможность наблюдать за мамой и ребенком. Это была самая главная часть его эксперимента.
В процессе наблюдений обозначились четыре типа поведения:
1.Мама и ребенок терпеливо ждали специалиста. При малейшей попытке малыша проявить активность мама грозно шикала на ребенка и резко одергивала его, когда он прикасался к той или иной штучке.
2. Мама доставала из сумочки журнальчик и погружалась в чтение, не обращая никакого внимания на своего ребенка. Малыш, недолго думая, с каждой минутой смелее начинал обследовать окружающее пространство. Переходил от одной игры к другой, трогал непонятные предметы, крутил все, что можно было крутить.
3. Мама, увидев такое великолепие, говорила «Как здесь интересно!». И тут же с воодушевлением, беря одну игру за другой, начинала ребенку показывать и объяснять, как в них играть.
4.Мама, забыв про ребенка, с большим интересом и азартом, переходила от одной игры к другой, пытаясь в каждую вникнуть и понять смысл. И малыш с таким же усердием и любопытством перебирал и рассматривал игры, открывал и закрывал всевозможные коробочки.
Затем возвращался психолог и начинал проводить свое исследование по определению уровня познавательной активности ребенка.
Попробуйте угадать, в какой группе лучшие результаты….
Лучшие результаты показали дети из 4 группы, в которой мамы проявляли свой собственный интерес без давления на малыша.
На втором месте – мамы - пофигисты из 2 группы. Они хотя бы не мешали ребенку познавать мир и всем своим видом показывали, что здесь безопасно и можно спокойно поиграть.
На порядок ниже показатели у первой группы, где «ничего нельзя было трогать» и третьей группы, где процессом руководила мама.
Таким образом, этот эксперимент подтверждает мнение Людмилы Петрановской, что для воспитания любознательного ребенка нет необходимости что-то специально для этого делать.
Просто нужно создать хорошую среду для познания. У ребенка должно быть достаточно времени , чтобы этой средой свободно пользоваться. Самим родителям надо жить насыщенной полноценной жизнью, обсуждать дома, что происходит в мире, науке, не отмахиваться от детских вопросов. Ребенок заражается этой средой, и познавательная деятельность становится естественной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий